СМИ о нас

  СМИ о нас

Космос как предчувствие прибыли

02 декабря 2013

Михаил Кокорич

 

Межпланетный дауншифтинг. Космический туризм Михаилу Кокоричу уже

не кажетсязаоблачной мечтой, он всерьез разрабатывает план путешествия

 

Михаил Кокорич продал все свои розничные активы, чтобы осуществить юношескую мечту покорить космос. Он собирается стать космическим Стивом Джобсом и российским Элоном Маском одновременно.


Текст: Николай Гришин

 

"Я не то чтобы раздумываю полететь в космос — я уверен на 100%, что полечу,— говорит основатель компании Dauria Aerospace Михаил Кокорич.— Космос — это сейчас не так дорого и недоступно, как мы привыкли думать в силу стереотипов".

 

37-летний предприниматель сделал космические проекты своим основным бизнесом. К 2013 году Михаил вместе с партнерами развернул производство низкобюджетных малых спутников в Подмосковье и в Кремниевой долине, создал компанию в Мюнхене, которая готовит "облачную" платформу для обработки данных со спутников. Он рассчитывает открыть космический App Store, где предприниматели смогут легко и непринужденно придумывать приложения и сервисы для потребителей, используя при этом данные космической съемки и m2m-телеметрии.

 

Сибирский метеор

 

Вся предпринимательская карьера Михаила Кокорича — череда перевоплощений и экспериментов. Михаил окончил известную физматшколу имени Лаврентьева в новосибирском Академгородке, затем — физический факультет Новосибирского госуниверситета. Стартовый капитал заработал на взаимозачетах, импорте и поставках. В 2000-е годы переключился на ритейл — создал, например, "Чудодом" — первую в Сибири сеть магазинов в формате home merchandising, которую затем объединил с липецкой "Уютеррой". Самый масштабный проект Кокорича — покупка в 2010 году "Техносилы". Общий долг компании братьев Зайцевых тогда превышал $400 млн. Совладелец МДМ банка Игорь Ким, в залоге которого были основные активы "Техносилы", предложил возглавить сеть Михаилу Кокоричу. Тот вложил в компанию около $50 млн собственных средств и получил контроль над "Техносилой". Количество магазинов сократилось более чем в два раза — до ста, зато Кокорич нашел общий язык с поставщиками. Дела шли на поправку, когда в 2012 году Кокорич неожиданно заявил, что продает "Техносилу". Компанию выкупил обратно МДМ банк.

 

""Техносила" имела все шансы повторить судьбу обанкротившегося "Мира". Мы вывели компанию в прибыль и продали. Заработать удалось",— говорит Михаил. Он понял, что создать мегаритейлера не получится, и стал собирать идеи для нового проекта. Например, думал о выпуске беспилотников, но понял, что гражданского рынка дронов пока нет. В космосе же, по мнению Кокорича, вот-вот начнется настоящая революция.

 

$4 млрд составит финансирование федеральной космической программы в России в 2013 году.
Основные деньги пошли на развитие космодромов

 

Рейс энтузиастов

 

Космическая отрасль изначально была уделом самых могущественных государств и корпораций, а бюджеты самых простых проектов исчислялись сотнями миллионов и миллиардами долларов. Отсутствие общих стандартов приводит к тому, что зачастую каждая деталь, каждая плата изготовляется в единственном экземпляре для конкретного проекта. Кокорич сравнивает начальный период развития космонавтики с эпохой доминирования мини-фреймов перед появлением персональных компьютеров. Когда в этой отрасли появились единые стандарты, радикально упала себестоимость компьютеров. Похожая история, только намного медленнее, происходит со спутниками.

 

Михаил Кокорич всегда интересовался космосом

 

Замах на миллион. Михаил Кокорич всегда интересовался космосом. Учился

в заочной аэрокосмической школе физтеха, выписывал журналы по авиации

и космонавтике, купил домой мощный телескоп

 

Уже в середине 1990-х на космический рынок начали выходить частные компании, которые стали применять в производстве спутников компоненты, используемые в промышленности,— SSTL, Orbital Science, Sierra Nevada и другие. В конце 2000-х подошла очередь ракет и пилотируемых космических кораблей: самые заметные проекты — Falcon и Dragon Элона Маска и SpaceShipTwo Ричарда Брэнсона. В 1999 году в индустрии малых спутников появился единый стандарт CubeSat. Это как Lego для спутников: различные, как правило небольшие аппараты собираются из стандартизированных компонентов. Как рассказывает энтузиаст космических исследований и блогер Виталий Егоров, стандарт изобрели в Стэнфорде, а изначально собирали такие спутники в основном ученые и студенты.

 

Собрать спутник — еще полдела. Чтобы вывести его на орбиту, нужна ракета-носитель (стоимость запуска $50-100 млн). Но энтузиасты малого космоса нашли способ кардинально сократить затраты. Например, с помощью piggyback, попутного запуска, когда малые спутники выводятся вместе с основным "большим" космическим аппаратом. За один раз часто выводят до нескольких десятков спутников. Другой путь — запуск с борта МКС: спутники отправляют на орбиту через отверстие для сброса мусора. Порой же космонавты выносят спутник, выходя в открытый космос и просто толкая аппарат в сторону.

 

Таким образом, вывести на орбиту небольшой спутник сейчас можно за несколько сотен тысяч долларов. Правда, до последнего времени большинство таких спутников использовалось лишь для научных целей и развлечений. Например, один японский студент запустил спутник, который летает вокруг Земли и мигает светодиодами. Этим его функционал ограничивается.

 

24 ракеты запустила Россия в космос в 2012 году. Неудачным оказался только один запуск.

Доля страны на мировом рынке коммерческих запусков была около 30%

 

Мне бы в небо

 

Изначально Кокорич решил организовать выпуск спутников. "Михаил одним из первых пришел к нам с предложением наладить производство летательных аппаратов. Он заразил меня своим энтузиазмом, и у него были деньги для реализации планов",— говорит глава кластера космических технологий фонда "Сколково" Сергей Жуков.

 

Затем в США, в Кремниевой долине, Dauria Aerospace объединилась с небольшой компанией, производящей компоненты для малых спутников. Производство сейчас располагается в двух шагах от офиса Google — в исследовательском парке NASA Ames.

 

В 2012 году Dauria Aerospace выиграла тендер "Роскосмоса" на создание двух микроспутников для космической съемки. Еще один контракт — с американским Planetary Society на два космических аппарата с парусом для солнечного ветра — достался в наследство от американской компании. Общая сумма заключенных и планируемых контрактов, по словам Кокорича, составляет уже несколько десятков миллионов долларов.

 

Тем не менее Кокорич понимал, что производить спутники для продажи — не самый легкий и прибыльный бизнес. Спрос ограничен и сильно зависит от государственной конъюнктуры. Поэтому он решил, что Dauria Aerospace должна продавать не столько спутники, сколько информацию и услуги. Для этого нужно обзавестись на орбите собственными группировками спутников.

 

Спутники Dauria Aerospace и их конкуренты

 

Спутники Dauria Aerospace и их конкуренты

 

Космический лоу-кост

 

С 1957 года, когда СССР отправил на орбиту первый спутник, земляне успели запустить более 6 тыс. аппаратов. Большая часть давно уже вышла из строя. Работает около тысячи спутников. Они наблюдают за погодой, обеспечивают спутниковую связь, телевидение и геопозицирование. "В основном это коммерческие телекоммуникационные и государственные миссии. Мы одни из первых создаем низкобюджетную группировку малых аппаратов для решения специализированных бизнес-задач",— говорит Кокорич.

 

Первый спутник Dauria Aerospace запускает в феврале 2014 года — это экспериментальный DX-1 с полезной нагрузкой в виде приемника АИС-сигналов, которые передаются всеми судами в акватории мирового океана. В апреле за DX-1 следуют два спутника Perseus-AIS.

 

Следующий шаг — разворачивание группировки спутников космической съемки Perseus. Кокорич собирается отправить на орбиту шесть спутников, каждый из которых стоит около $5 млн. Спутники небольшие (всего 12 кг, 10 х 20 х 30 см), так что на орбиту они попадут "попутным" запуском за несколько сотен тысяч долларов. Основное предназначение аппаратов Perseus --космическая съемка Земли в трех спектральных диапазонах. Интересно, что такие же снимки можно получить бесплатно, например, с американского аппарата Landsat. Но есть нюанс: поверхность всей Земли Landsat снимает раз в 18 дней. У Perseus параметры изображения окажутся слабее, но при этом сниматься Земля будет гораздо чаще — раз в день. Perseus позволят, например, оперативно обнаруживать лесные пожары, отслеживать наводнения, незаконные вырубки леса и постройки. "По сути, мы конкурируем в оперативности с аэрофотосъемкой, но можем предоставлять данные гораздо дешевле",— говорит Кокорич. Сейчас рынок космической съемки оценивается в $3 млрд в год.

 

Продавать информацию Dauria Aerospace собирается через CloudEO — "облачную" платформу для хранения и распространения космической информации. По сути своей это космический аналог App Store. Кокорич ставит на множество небольших клиентов, а не несколько госзаказов. "Я же специалист по рознице",— смеется Михаил.

 

Еще один проект — группировка спутников Pyxis. Их запуск запланирован на 2015-2016 годы. Спутники станут обеспечивать интернет для арктических регионов России, Канады, Скандинавских стран. Дело в том, что в высоких широтах геостационарные аппараты не могут обеспечить устойчивую связь. Pyxis будет запускаться на специальную эллиптическую орбиту, обеспечивая сигналом те районы, где нефтяники и газовики нуждаются в связи.

 

"Чтобы вкладываться в космос, нужно любить эту тему. В то же время необходимы серьезные финансовые инвестиции и, как следствие, навыки убеждения инвесторов. Как-то у нас все сошлось",— говорит Кокорич.

 

В октябре 2013 года своим энтузиазмом он сумел заразить инвестора: фонд I2BF Global Ventures вложил в Dauria Aerospace $20 млн. Партнеры-основатели фонда — выпускник инженерной школы Стэнфорда Илья Голубович и кандидат технических наук в области оптики Алексей Беляков — тоже грезят космосом и всерьез рассчитывают превратить хобби в бизнес.

 

Жан Ботти


Жан Ботти, главный технический директор концерна EADS:

 

— Стоимость спутников и запусков сейчас упала. В космосе действительно появилось место для среднего и даже небольшого бизнеса. Хотя не уверен, что космических компаний будет очень много, все-таки инвестиции велики.

 

Статья в журнале «Секрет фирмы».


Вернуться к списку статей

Наши направления

мы в социальных сетях

         

 

info@dauria.ru
+7 (495) 229-31-66

Адрес: Кожевническая ул., 10, 7 этаж
Москва, Россия, 115114

© 2018 Dauria Aerospace
VK7447