СМИ о нас

  СМИ о нас

Деньги из космоса | Как трое сибиряков осваивают околоземное пространство

18 ноября 2014

Генеральный директор «Даурии Аэроспейс» Сергей Иванов

 

Генеральный директор «Даурии Аэроспейс» Сергей Иванов:

«Соперничество в частном космосе бывает разве что за титулы — всем

хочется быть «первым» и «самым». Реальной конкуренции на российском

космическом рынке не существует». Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский


Если на Западе инициативу по освоению и использованию космоса все активнее захватывают частные компании, то в России бизнес только начинает проникать в эту сферу. Развитием «частного космоса» у нас занимается пока лишь несколько компаний. Среди них — «Даурия Аэроспейс», которая уже сконструировала, собрала и запустила на орбиту три частных спутника. Об окупаемости бизнесмены пока не мечтают, но в портфеле компании уже есть несколько государственных и частных заказов стоимостью до 200 млн долларов.

 

Физики-бизнесмены


Три основателя «Даурии Аэроспейс» — Михаил Кокорич, Сергей Иванов и Дмитрий Хан — знакомы больше 20 лет. Они вместе учились в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете, вместе поступили на физический факультет НГУ. «Идейный лидер и основатель компании «Даурия Аэроспейс» — Михаил Кокорич. Мы с Дмитрием его младшие партнеры», — уточняет Сергей Иванов, генеральный директор «Даурии».

 

«Впервые я заметил Мишу на Всероссийской олимпиаде по физике. Тогда Кокорич, яркий и запоминающийся парень, занял 1-е место, а я остался где-то в середине списка», — с улыбкой вспоминает Сергей.

 

После выпуска из университета будущие партнеры ушли в разные области, но продолжали общаться. Иванов 13 лет строил карьеру менеджера в холдинге «Солнечные продукты» (производство подсолнечного масла и майонеза), стал генеральным директором компании, переехал в Москву. Уволившись в 2010 году, он хотел начать новую наемную историю, но обстоятельный разговор с давним другом и на тот момент уже опытным бизнесменом Кокоричем заставил Сергея кардинально сменить сферу деятельности.

 

Михаил же еще с 4-го курса шагнул в пропасть предпринимательства: перепробовал массу разных дел —от торговли калькуляторами до производства топлива для космических аппаратов. Одним из его успешных проектов стала сеть магазинов, торгующих товарами для дома «Чудодом», которая влилась в липецкую «Уютерру».

 

В 2010 году Кокорич стал основным владельцем и генеральным директором «Техносилы» — одной из крупнейших сетей, торгующих электроникой и бытовой техникой. После кризиса сеть переживала не лучшие времена, но Кокоричу удалось посадить за стол переговоров всех кредиторов, реструктуризовать долг и сократить его с 700 млн долларов до 200. В 2012 году Михаил решил продать «Техносилу». В этот момент к нему уже присоединился Сергей Иванов, который вместе с Михаилом готовил сделку по продаже. После успешного завершения истории с «Техносилой» Кокорич рассказал Иванову о задумке развивать «частный космос».

 

«Сначала к идее запускать спутники я отнесся довольно скептически, но решил рискнуть.  На тот момент я был готов заняться любым делом, главное, чтобы команда была хорошей», — рассказывает Сергей. В том же 2012 году к ним присоединился Дмитрий Хан, который после учебы ушел в инвестбанкиры и основал собственный венчурный биотехнологический фонд Rostock Biotech One.

 

Официально холдинговая компания «Даурия Аэроспейс» была зарегистрирована в октябре 2011 года. Ее главной составляющей стала дочерняя компания «Научно-производственное предприятие Даурия», расположившаяся в Сколково. С начала следующего 2012 года команда приступила к работе. Собственные стартовые инвестиции троих предпринимателей составили порядка 10 млн долларов.

 

Первый проект


Начали с поиска партнеров. На конференции 2012 года в Йоханнесбурге Кокорич познакомился с тогдашним главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным и с будущими руководителями зарубежных компаний, которые теперь входят в группу «Даурия Аэроспейс» — Вей Саном (США) и Манфредом Кришке (Германия).

 

Немецкая компания CloudEO представляет собой своеобразный маркетплейс, этакий спутниковый App Store, в котором разрабатываются программы для обработки космоснимков, полученных со спутников «Даурии». Там присутствуют и сторонние разработчики, которые предлагают свой продукт заказчикам, а доход от его продажи делят с CloudEO.

 

Американская Canopus Systems US была основана весной 2012 года. Кроме разработки спутников, там производятся некоторые компоненты для космических аппаратов. Но с этой частью компании российское подразделение разделено «китайской стеной»: работа строится по схеме «заказчик — поставщик». Юридически это отдельные партнерские проекты, в которых «Даурия Аэроспейс» присутствует в роли инвестора.

 

Первым проектом, за который взялись в российском офисе «Даурии», стал спутник малых размеров DX1. Над созданием программного обеспечения, конструированием, импортом нужных деталей, их интеграцией и сборкой в течение двух лет трудились 12 человек. 30% деталей DX1 родом из России, остальные ввезены из-за рубежа. Общую стоимость разработки в компании оценивают в 3 млн долларов, еще около 2 млн ушло на решение организационных вопросов новорожденной компании и создание инфраструктуры. Самая дорогая часть разработки — собственное программное обеспечение.

 

Задача была экспериментальной — создать первый в России частный спутник и проверить технологию «на прочность». О каких-то полезных функциях тогда речи не шло, но, чтобы не отпускать спутник на орбиту «пустым», инженеры установили на нем датчик АИС (Автоматической идентификационной системы). Он определяет местоположение водных судов и отсылает полученные данные на землю. В зависимости от расположения страны на карте данные могут обновляться от 1 до 15 раз в сутки. Преимущество такой системы перед береговыми станциями, которые обычно берут на себя эти функции, в большем территориальном охвате — с берега «засечь» корабль, который отплыл от суши дальше, чем на 70 км, невозможно.

 

Уже после запуска спутника на данные этой нехитрой системы нашлись заказчики. Оказалось, что государственным структурам интересно, кто бороздит российские   территориальные воды. Подразделение Министерства транспорта — ФГУП «Морсвязьспутник» — заключило с «Даурией» контракт на получение АИС-данных. Иностранных партнеров в этой области у «Даурии» пока нет, но потенциально ими могут оказаться Индия, Канада и Норвегия.

 

Первые инвестиции


Параллельно с созданием первого спутника компания готовилась к получению гранта от фонда «Сколково».

 

«Деньги «благополучно» прошли мимо нас. Виной было амбициозное убеждение «если не нам, то кому?» Мы, честно говоря, недостаточно хорошо подготовились», — признается Сергей Иванов. Но эта грустная для «Даурии» история превратилась в катализатор отношений со «Сколково»: фонд стал ключевым партнером компании и сдал ей в аренду гектар земли в своем технопарке. Там «Даурия» планирует построить собственное производство и основать центр разработок.

 

Следующий опыт привлечения средств оказался успешнее — в октябре 2013 года «Даурия» получила инвестиции от международного фонда I2BF в размере 20 млн долларов. Работа над DX1 завершилась в начале мая 2014 года, но старт состоялся только в июле.

 

«К сожалению, мы не завоевали титул первого российского проекта, запустившего частный спутник, его перехватила компания «Спутникс». Соперничество в частном космосе бывает разве что за титулы — всем хочется быть «первым» и «самым»», — рассуждает Иванов. — Реальной конкуренции на российском космическом рынке не существует. Каждый выполняет свою работу, крупные заказчики обычно идут к определенному игроку, поэтому драться за них бессмысленно».

 

Партнеры по космосу


Так, компания «Спутникс» тоже занимается разработкой, сборкой и запуском малых космических аппаратов. Но  при выполнении заказов «Спутникс» старается производить все составляющие на собственном станке или отправляет чертежи деталей на заводы, а если такой возможности нет, закупает комплектующие у других российских производителей.

 

«В этом наше основное отличие от «Даурии» — мы стараемся сосредоточить все этапы производства спутников внутри страны. «Даурия» использует западный подход, который делает упор не на технологии, а на сервис. Спутники для них — инструмент для получения данных, продажа которых и генерирует доход компании», — рассказывает  технический директор «Спутникса» Станислав Карпенко.

 

Поэтому конкурентами «Даурию» в компании не считают. Она скорее может быть заказчиком «железных» разработок «Спутникса».

 

«Спутникс» прошел путь от отдела материнской компании «СканЭкс» до самостоятельного проекта. Основным проектом стал технологический демонстратор «ТаблетСат-Аврора» — тот самый первый российский спутник, запущенный частной компанией. На его разработку компания потратила около 1 млн инвестированных долларов. В качестве полезной нагрузки на нем установлена камера.

В работе у «Спутникса» сейчас несколько новых заказов. Компания ведет переговоры с Роскосмосом, в сотрудничестве с которым планирует заниматься научно-исследовательской работой в области малых космических аппаратов. У компании есть и частные заказчики: один из партнеров предложил «Спутниксу» стать консультантом в деле системного проектирования космических препаратов. Сделка сейчас на стадии переговоров. По словам Карпенко, стоимость получаемых «Спутниксом» заказов колеблется в рамках нескольких миллионов рублей.

 

Еще один игрок этого рынка — компания «Совзонд», которая занимается космическим мониторингом (анализирует изменения получаемых со спутников данных) и поставкой космической съемки. Основная область деятельности — разработка ПО и облачных технологий для анализа данных дистанционного зондирования земли. Среди крупных проектов «Совзонда» —  атлас земель сельхозназначения и система дистанционного мониторинга земель, выполненная по заказу  Минсельхоза, прототип геоинформационной системы «Леса России», разработанный для  Рослесхоза. Представитель «Совзонда» «Даурию» конкурентом не считает: компании работают по схеме «заказчик — исполнитель». «Нас можно назвать партнерами, но никак не конкурентами. Мы не занимаемся сборкой спутников. С этой целью мы обращаемся к другим компаниям, в том числе и к «Даурии», которая в настоящий момент работает над нашим заказом. Проект должен быть завершен к 2018 году», — объясняет представитель «Совзонда».

 

Информация с орбиты


Кроме DX1 на орбите сейчас находится еще одно детище «Даурии» — два наноспутника Perseus-M. Этот совместный с американским подразделением компании проект несет в себе больше инноваций: помимо полезной нагрузки ввиде того же блока АИС, он оборудован передатчиком, который обеспечивает отправку данных на землю со скоростью до 40 Мбит/сек — почти как у домашнего Wi-Fi, только данные проделывают путь 600 км. Проект решает важную для всех малых аппаратов проблему: современные спутники научились быстро собирать данные, а вот такая же резвая передача их на землю до сих пор вызывала затруднения.

 

К 2018 году «Даурия» планирует запустить еще восемт наноспутников Perseus-О, только с полезной нагрузкой в виде камер. Этот «космический видеорегистратор» позволит за несколько суток получить полную картину всей суши земли и обновлять информацию практически еженедельно.

 

Еще два аналогичных заказа сейчас выполняются по заказу Роскосмоса. Но впредь сотрудничать с государственными структурами «Даурия» не хочет: слишком много проблем с многоступенчатым согласованием и бумажной волокитой.

 

В портфеле «Даурии» есть и крупный частный заказ от индийской компании Aniara Communications на два геостационарных спутника весом до 1 тонны. С его помощью услуги спутникового вещания в некоторых регионах можно удешевить в несколько раз. Стоимость заказа — 200 млн долларов (государственные заказы, над которыми работает «Даурия», оцениваются в 10 млн долларов).

 

«На производство индийского спутника мы возлагаем большие надежды — проекты DX1 и Perseus-M воспринимаются в профессиональной среде с некой иронией: мол, такое могут смастерить даже студенты, а в Америке и школьники. Геостационарные разработки — это выход на качественно новый уровень», — говорит Иванов.

 

«Даурия» продолжает заниматься и собственными разработками: на создание спутника «Аурига», снабженного телескопической камерой фонд «Сколково» выделил грант 150 млн рублей. «Аурига» сможет передавать изображения земли разрешением до 2–3 метров. После завершения пилотного проекта «Даурия» собирается создать большую партию таких спутников и запустить на орбиту до 60 экземпляров «Ауриги».

 

В ожидании прибыли


«Мы не говорим, что открыли в России частный космос. Но мы создали первую привлекательную для инвесторов космическую компанию — раньше для фондов вложения в строительство частного спутника были страшным сном — и рассказали среднестатистическому россиянину, что за зверь такой, этот частный космос. Ведь, просматривая программу по спутниковому ТВ, мало кто задумывается, как изображение попадает на экран телевизора», — объясняет Иванов.

 

До середины 2000-х, когда в прессе прогремела новость о возможности космического туризма, массовый потребитель знать не знал о подобных «Даурии» компаниях. Мировые компании тем временем скромно строили многотонные геостационарные спутники, запускали многомиллионные проекты, зарабатывали десятки миллиардов долларов на телекоммуникациях.

 

По словам генерального директора «Даурии», годовой объем рынка спутниковых технологий в мире — 200 млрд долларов, и только половину этой цифры формируют государственные компании.

 

Преимущество «Даурии» в том, что ею руководят бизнесмены, считает Сергей Иванов. Ведь перед создателями сферы «частного космоса» стоят две важные задачи: внедрять новые технологии и монетизировать их. «Даурия» стремится к самоокупаемости, но, учитывая масштабы стартовых вложений, скорого выхода «в ноль» не ждет. По данным системы СПАРК, чистый убыток компании ЗАО «Даурия Аэроспейс» в 2013 году составил 153 млн 143 тыс. рублей, в то время как чистая прибыль компании «Совзонд»  зафиксировалась на уровне 3 млн 372 тыс. рублей, компании «СканэЭкс» — 1 млн 931 тыс. рублей за тот же период.  Но есть и оптимистичные прогнозы: в 2015 году «Даурия» планирует подсчитать первую прибыль от продажи данных, которые передают спутники на орбите.

 

Ссылка на статью в журнале «Профиль».


Вернуться к списку статей

Наши направления

мы в социальных сетях

         

 

info@dauria.ru
+7 (495) 280-07-26

Адрес: Кожевническая ул., 10, 7 этаж
Москва, Россия

© 2016 Dauria Aerospace
VK7447